Walkman (o_z) wrote in babycontact,
Walkman
o_z
babycontact

Встреча сообщества“Хорошая Мама”: что помогает диалогу родителей и специалистов помогающих профессий

IMG_5775.jpg

В позапрошлый вторник, 10 апреля состоялась вторая встреча сообщества "Хорошая Мама", и вот наконец дошли руки про это написать. Темой мы выбрали взаимодействие родителей и представителей помогающих профессий - педиатров, психологов, учителей. Тема острая, вызывающая в жизни немало конфронтации и очень разных чувств, поэтому нам как организаторам хотелось создать такой процесс, чтобы найти идеи, которые способствуют диалогу, взаимодействию, нахождению понимания друг друга и общих целей.
Вот здесь небольшой альбом как это было. В этот раз детская делегация была двух-трех-летняя, так что вторым планом к нашему взрослому обсуждению была игра в многочисленные машинки, мячик и немного беготни. Но это не мешало, а даже придавало энергии и жизненности этому разговору. А еще очень здорово, что в нашей группе увеличилась мужская часть, так что когда мы пишем "Хорошая Мама", мы конечно имеем в виду и пап, и всех, кто берет на себя функцию родителя.


В первой части обсуждения мы предложили участникам объединиться в пары и по очереди вспомнить какую-нибудь историю или ситуацию, когда получалось взаимодействовать с помогающим специалистом желаемым образом. А потом, рассказав и выслушав эту историю, постараться понять - благодаря чему оказался возможен этот диалог? Что помогало? Какие способности, качества, умения, понимание, позиция? После того, как мы поработали над этим в парах, мы делились этим в большом кругу, и в результате создали такой "банк идей" того, что помогает. Довольно много общего нашлось и в рассказах, и в том, что помогает с обеих сторон. А с другой стороны, вот такая групповая работа позволяет охватить довольно широкий спектр идей. Привожу его ниже, немного структурировав в виде списков, что рассказывали участники.

Взаимодействие родителей и представителей помогающих профессий: что помогает диалогу
Со стороны мамы/папы:
- внутреннее ощущение того, как правильно
- семья выступает «единым фронтом»
- родители проговаривают между собой стратегии обращения с проблемой и будущего взаимодействия со специалистом
- опора на поддержку друзей и родственников
- понимание того как я не хочу взаимодействовать со специалистом (и возвращаться к плохому опыту)
- уверенность в специалисте
- наличие собственной позиции
- готовность услышать другие мнения
- готовность видеть хорошее
- доля здорового пофигизма

Со стороны специалиста:
- Приятная уважительная манера: хорошее настроение, позитивный настрой, "контактный», улыбается
- уверенность, заражает спокойствием, комфортом, умеет снять тревогу
- чувство юмора
- профессионализм: образование, опыт
- умеет выслушивать, услышать опыт мамы, уважает ее позицию
- умение учиться у пациентов, открытость новому
- специалист не считает свое мнение единственно правильным, готов к тому, что будут другие мнения, понимание собственных ограничений, готов пробовать разное ради решения
- его внутренняя уверенность, что решение найдется
- уделяет достаточно времени рассмотрению проблемы
- рассматривает проблему целостно
- находит подход к конкретному человеку, рассматривает случай как уникальный (видит особенности конкретного ребенка/cемьи), использует не набор методик, а способность адекватно ситуации применить свое знание
- умеет понятно доносить информацию:
o говорит на русском языке (простой, доступный язык), а не на языке специалиста
o информирует, рассказывает о возможных последствиях выборов, но без давления и страшилок
o озвучивает причинно-следственные связи
o задает уточняющие, наводящие вопросы – «правильно ли я вас понял(а)»
o дает обратную связь – не навязывая, а предлагая варианты
- дает поддержку и как специалист и как человек (специалист становится человеком, который может поддержать)

Взаимодействие специалиста с ребенком:
- проявляет внимание к ребенку, интересуется им, умеет найти контакт
- понимает психологические особенности ребенка (врач дарит подарочек у зубного врача, игрушки)
- умеет организовать пространство для ребенка
- умеет его увлечь, расположить к себе
- вдохновляющий специалист (пример учителя - ребенок приходит и вдохновляется тем, чем занимается)
- общается с ребенком (14 лет) на равных = «ты полноценная личность»
- в непонятной ситуации, когда возникает недопонимание, спрашивает ребенка – почему ты так делаешь?

Помогающие специалисты
(в случае когда у специалиста (например, психолога) нет личного опыта родителя)
- уверенность в себе, помнить, что «я специалист»
- желание «я хочу попробовать им помочь»(даже несмотря на отсутствие собственного родительского опыта)
- опора на внутреннее ощущение («я чувствую, что здесь можно что-то сделать»)
- понимание, что опыт приходит постепенно (позволяет набраться храбрости взяться за дело)
- забыть об этой проблеме и просто действовать ( «не заморачиваться о заморочках»)
- понимание, что даже несмотря на то, что у меня нет детей, есть другой альтернативный опыт взаимодействия с детьми.

Cо стороны и специалистов и родителей:
(Мы нашли много общих пунктов, которые перечислены ниже)
- уважение с обеих сторон
- позиция диалога, взаимодействие на равных
- готовность слушать и слышать другие мнения
- гибкость, готовность изменить свою позицию
- умение переключаться на конструктивное общение
- мама и специалист имеют понимание общей цели
- доверие со стороны мамы [есть вклад каждой из стороны]
- методы, которые пробует специалист, не вызывают противоречия у родителя – это про схожие ценности и интересы (мы говорим на одном языке про одни и те же вещи – это заставляет заранее задуматься какого специалиста я ищу)
- врач учитывает мамины пожелания – и мама тоже учитывает мнение врача
- умение мамы использовать собственный опыт и альтернативные источники знания (помогает уменьшить позицию специалиста сверху-вниз)
- Специалист (здесь=врач) наглядно показывает на ребенке, вовлекает его в процесс => удается найти контакт с ребенком => мама начинает доверять специалисту

Про открытость:
- у мамы есть представление о том как может среагировать специалист – она опасается не осуждения, а стереотипной реакции
- для мамы важно быть честной и в то же время она может знать о «горячих точках» – просчитывать реакцию специалиста
- Нужна открытость, но разумная (с учетом стереотипов специалиста, чтобы они не влияли на ход консультации).

Про распределение ответственности:
- изначально ответственность у родителя и он(а) ее осознает, имеет «власть над ситуацией»
- родитель может на время делегировать свою ответственность специалисту (но осознает, что если не понравилось, могу забрать)
- специалист дает инструменты, но цель определяет мама либо если она не знает – специалист помогает родителю самому сформулировать цель (не просто «сделать прививку», а зачем, почему это нужно сейчас)
- специалист оставляет выбор за родителем.


После этого мы решили опробовать эти стратегии на реальной жизни, не просто разговаривать о них, а проиграть. Сначала решили выбрать какую-то актуальную и сложную ситуацию взаимодействия - и коллективно выбрали разговор родителей с врачом про прививки. Разделились на две группы: "врачи" и "родители", и из этих групп выбрали главных действующих лиц (которым вся остальная группа помогает в моменты пауз). Дальше разыгрывали живой разговор, но в некоторые острые моменты (таких остановок было две или три) ведущие делали паузу, давали тайм-аут, чтобы герои с помощью групп могли подумать: "Что сейчас происходит? Что я делаю? Какая у меня цель? К чему я хочу прийти? Что я сейчас мог(ла) бы сделать? Что меня может поддержать?"

Эта игра подняла много разных чувств. Одним из больших для меня лично впечатлений было насколько быстро мы перемещаемся в роли, как сама роль, предполагающая "противостояние" и "стороны" ведет то, как развивается разговор и ситуация в целом. И это происходило очень наглядно в группе, которая до этого полтора часа обсуждала позитивные стратегии взаимодействия.
Много тут можно делать разных выводов. Очень важно, например, помнить об общей цели. Держать в голове, что мы не "стороны", что мы не находимся по разные стороны баррикад, защищая свою позицию. Что возможно найти такую цель, которую все участники будут разделять (например, в этом контексте, это было про то, что мы все хотим здоровья ребенку). И тогда эта общая, разделяемая цель оказывается таким ориентиром, которая ведет нас навстречу друг другу, способствует диалогу. Не всегда эта цель появляется автоматически, далеко не всегда она заранее есть в ситуации общения (часто как раз кажется, что мы противостоим). И тогда находить ее - отдельная задача. Интересно, что и сами позитивные стратегии и ресурсы тоже работают в контексте этой большой цели - потому что, например, "уверенность" из нашего списка может быть понята по-разному - быть более "уверенным", чтобы жестче отстаивать свою позицию - или уверенность, чтобы искать точки соприкосновения.

Павел aquarius_24 написал большой пост со своими впечатлениями от встречи.
Будем очень рады услышать обратную связь от участников мероприятия. Пожалуйста, добавляйте в комментариях свои впечатления, мысли, идеи. К чему вы пришли благодаря этому обсуждению? Может быть какое-то понимание продолжало развиваться и после?

Для тех, кто не был – может быть вам будет интересно тоже подумать над этой темой и потом поделиться идеями?

Tags: заметки со встреч, сообщество, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments